Елена Безобразова
комедия положений и книга бестселлер относятся к массовой культуре?
Ответы:
Вадим Алексеев
Елена, мне кажется Вы не вполне правильно понимаете смысл термина "массовая культура". Массовая культура - это и особая форма человеческой деятельности, корыстно эксплуатирующая довольно невысокий уровень духовного развития усредненного "носителя разума" - "среднестатистического", "массового человека", ну и общества в целом, состоящего по большей части именно из таких индивидов.
Массовая культура - это культура потребления, направленная, главным образом на удовлетворение потребностей "среднего" уровня. Массовая культура направлена, в отличие от элитарной культуры, не на побуждение индивида к активной, преобразующей мир деятельности и творчеству, а на "заглушение" подобных порывов.
Человек в современном мире, испытывает неуверенность в себе, когда пытаясь удовлетворить потребности высшего уровня, не находит в этом суровом мире любви, ласки, уважения, не имеет возможность удовлетворить познавательные порывы или не умеет этого сделать, не имеет финансовых возможностей для самовыражения. И поэтому (из-за неуверенности, порождающей страх) оказывается неудовлетворенной именно потребность личной безопасности (см. пирамиду потребностей по Маслоу) – люди испытывают желание «бежать», спрятаться от окружающего мира. Многие находят такое убежище в развлечениях или пытаются компенсировать ощущение незащищенности неумеренным потреблением еды, алкоголя, находят «спасение» в наркотиках и т.п.
Массовая культура эксплуатирует именно такое свойство психики, способность человека найти низкосортные заменители для возвышенных порывов.
Что же до «комедии положений» или бестселлеров, хм, забавно... Ярчайшие, лучшие примеры «комедии положений» дает именно элитарная культура – это произведения Шекспира, Мольера, Гоголя, Чехова и прочих писателей, считающихся классиками. Их книги могут издаваться (и издаются) миллионными тиражами и тогда они становятся бестселлерами (т.е. наиболее хорошо продающимися). Массовость издания не есть признак массовой культуры. Одно время даже Библия считалась бестселлером.
Другое дело, что массовая культура может использовать классические сюжеты для увеселения публики. Отсюда появление рингтонов на мелодии Баха, мюзиклов на библейские сюжеты, типа «Иисус Христос – суперзвезда» , телепередачи а-ля Дом-2 или Камеди-клаб и прочая «жвачка для мозгов».
Хотя, бывают ситуации, когда типичные образцы массовой «интеллектуальной жрачки» для скучающей публики после переосмысления, становятся шедеврами элитарной культуры. Яркий пример – авантюрные советские романы «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Написанные в рассчете на массового советского читателя, сегодня они считаются классикой советского юмора.
Итак, слово классикам:
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны «Мертвые души», построена Волховская гидростанция, совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь «Уйди-уйди», написана песенка «Кирпичики» и построены брюки фасона «Полпред». В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно – как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода.
Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт... На пузыре «Уйди-уйди» изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в «Известиях». В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже все готово: есть галстук «Мечта ударника», толстовка «Гладковка», гипсовая статуэтка «Купающаяся колхозница» и дамские пробковые подмышники «Любовь пчел трудовых».
По моему Ильф и Петров довольно точно охарактеризовали наступление эпохи массовой культуры.
Есть и др
|
|